Наверное, почти любое путешествие начинается с мечты, которая со временем переходит в настойчивое желание, потом – в намерение. Впервые мы увидели фотографии Фанских гор еще пару лет назад, и все это время наше желание попасть в эти прекрасные места все более укреплялось. И вот, весной 2015 года, мы решили, что пора наконец-то воплотить и эту мечту в реальность. Было решено, что мы идем в самостоятельный поход по Фанам – без помощи гидов и туркомпаний. Далее было определено время поездки - начало-середина августа, т.к. теплый сухой сезон в Фанах – с августа по октябрь.

Трансферы и регистрация в Таджикистане

Итак, состоянием на 20.05.15 мы уже приобрели авиабилеты до Таджикистана, в Душанбе (также мы читали многочисленные отчеты, в которых предлагался перелет в Самарканд (Узбекистан) и дальнейший переезд в Таджикистан через границу, но сейчас ближайший таможенный переезд закрылся на неопределенное время). В процессе чтения отчетов выяснилось, что в Таджикистане нужно зарегистрироваться при прилете (говорят, что это такой совковый рудимент) в милиции. Есть вариант сделать это самим, заказать услугу в местной турфирме или у отеля, в котором вы останавливаетесь. Мы нашли много положительных отзывов об услугах альплагеря «Артуч», поэтому решили заказать у них и регистрацию, и трансфер от Душанбе до самого лагеря. Регистрацию они делают в г.Пенджикент. Процедура такая: ты привозишь с собой в лагерь загранпаспорт, 2 фото 3х4 и регистрационный листок, который заполняешь по прилету в аэропорту, директор лагеря все это забирает и оформляет в милиции, самим туристам туда ехать не нужно. Это может занять некоторое время (в нашем случае - 2-3 дня, т.к. мы приехали в выходные). Потом получаешь свои документы и регистрационный талончик (нам предложили как варианты - подождать готовности документов в лагере/ работник лагеря может догнать нас на маршруте и отдать доки/ в конце маршрута водитель может привезти их на машине). Мы выбрали последний вариант + заказали обратный трансфер до Душанбе. С альплагерем мы предварительно связывались по емейлу.

Фанские горы на карте

Маршрут: Душанбе - альплагерь "Артуч" - оз.Куликалон и Бибиджонат - пер. Алаудинский - оз.Алаудинские (Чапдара) - оз.Мутные - оз.Алаудинские (Чапдара) - альплагерь "Вертикаль" - пос.Зеравшан - оз.Искандеркуль - Душанбе

Ориентировочная часть маршрута на карте (выделено желтым цветом). Пешеходная часть - от альплагеря "Артуч" до альплагеря "Вертикаль" (мы прошли немного дальше).

Изначально наш маршрут выглядел по-другому и включал также перевалы Чимтарга и Двойной, озера Большое и Верхнее Алло, поселок Сарытаг, но из-за небольшого форс-мажора со здоровьем он был изменен, но от этого не стал менее интересным :) (P.S. Как мы узнали по возвращении домой от наших знакомых туристов, проблемы со здоровьем в Фанах в этом сезоне были не только у нас, а еще у 2 групп людей - похоже на отравление, возможно инфекция в воде или что-то в этом роде).

Продолжительность: 12 дней

Первый день

Прилет в Душанбе. В бывшей советской республике почти все хорошо говорят на русском и приветливы к жителям стран СНГ. Для них и окошки таможенного контроля отдельно от других иностранцев, и виза не нужна (только та самая регистрация требуется - не забудьте заполнить на специальной стойке карочку туриста). Все процедуры прошли довольно быстро и мы отправились искать нашего водителя, который должен был ждать нас в зале ожидания с табличкой "Артуч". Немного смущало, что прилет был в 3 часа ночи (точно ли за нами приедут?), но надо отдать должное четкости и ответственности данной организации. Водитель уже ждал нас и мы сразу отправились к машине (старенький, но аккуратный и удобный Rav-4). Ну, поехали! На ходу водитель провел нам мини-экскурсию по городу. Заехав на заправку, мы купили на наш ранний завтрак вкусный местный напиток дуг (айран) и булочки. После многочасового пути через туннели, узкие пыльные горные дороги и большой перевал, мы остановились в маленьком населенном пункте, т.к. впереди дорога была закрыта на ремонт на несколько часов. В поселке продавалась вода, разные напитки, арбузы, сушеные абрикосы (урюк) и интересные соленые молочные шарики. Также там была чайхана (местное кафе), где готовили разные блюда и подавали чай. Там мы купили вкусную лепешку, к которой взяли уже местный, домашний дуг с укропом - очень вкусно!

Там же мы встретили этого милого ослика :) В Таджикистане в горной местности их используют как транспорт - ездят и верхом, и перевозят грузы.

Мини-магазин с интересной системой охлаждения: на бутылки с горы стекает вода из холодного горного ручья :) Если хотите что-то купить - обязательно торгуйтесь, т.к. многие таджики не прочь подзаработать на наивных туристах (цены завышаются в 2-3 раза!)

К вечеру мы добрались до альплагеря "Артуч". Удобства: простенький туалет, питьевая вода, хорошее большое кафе со вкусными блюдами. Приветливый хозяин и приятные работники, хороший надежный сервис. Одно но - идти дальше нам надо было без паспортов , что, согласитесь, не очень. В нете было много отзывов на счет этой особенности, где все в итоге было хорошо, так что мы не волновались. В альплагерь приезжает отдыхать много местных - этому способствует хорошая инфраструктура (вроде бы там еще есть домики для отдыха) и красивая природа вокруг. Мы отдыхаем и собираемся с силами, чтобы завтра выдвигаться в путь. Мы хотели купить в лагере карту, и хозяин нашел где-то в закромах карту времен СССР и продал ее нам :)

Второй день

Сегодня мы идем к озеру Куликалон - невероятно красивому, с прозрачной голубой водой. По пути мы проходим пару кишлаков - летних таджикских поселений. Погода стоит сухая и солнечная, температура приятная. Типичный пейзаж - каменистые горы, кусты можжевельника, огромные валуны. Очень сухой воздух пересушивает руки и даже ноздри :) От солнца обязательно нужны очки c 3-4 спектром защиты, здесь оно очень активное.

Ушастые помощники иногда переносят грузы в несколько раз больше себя по размеру. Они сильнее, выносливее, спокойнее и послушнее, чем лошади, поэтому для этих мест они идеально подходят. Погонщики целый день спускают и поднимают вещи туристов до определенных точек маршрута и ослики послушно выполняют свою работу.

Озеро Куликалон на фоне заснеженной каменной стены - потрясающее зрелище. Здесь тоже есть кишлак, где местные жители с радостью предложат вам купить чай, лепешки и другие блага цивилизации.

Озеро довольно холодное (когда стоишь в воде, от холода болят ноги :)). Особенно прохладно становится сразу после захода солнца. Сегодня переход был довольно легким, набираемся сил на завтра, нас ждет Алаудинский перевал.

Третий день

Идем к Алаудинскому перевалу. Проходя мимо озера видим, как месные мальчишки ловят рыбу. Один из них показал нам дорогу дальше и провел до развилки. Проходим озеро Бибиджонат и чайхану возле него. Подход к перевалу довольно сложный и затяжной. По пути встретили много-много приветливых французов.

Куликалонское озеро постепенно скрывается из виду

Нам открывается прекрасный вид

На подходе к перевалу

Скоро и эти красоты скроются из виду за перевалом, что же ждет нас впереди?

Как водится, на самом сложном участке про фото никто и не думал :). Поэтому фото с перевала и даже из-за него у нас не оказалось :) Пыхтя, мы преодолели его и, конечно, себя :). Это чувство, когда ты шел целый день, потратил так много душевных сил, чтобы перебороть себя, и вот наконец, ты на перевале, тебя со всех сторон обдувает ветер, позади ты видишь преодоленный путь, а впереди - новую дорогу, которая уже ждет тебя... Необыкновенное, незабываемое чувство... Мы немного переживали, что будет дождь: все небо затянуло тучами, порывы ветра были сильными и прохладными. Но на этом все и закончились. Через пару дней мы узнали у местных, что летом дождь здесь идет очень редко (1-2 раза за сезон), а погода стабильно очень сухая и жаркая (в горах при этом температура комфортная). Дальше - долгий, но легкий и плавный спуск. В лагерь мы пришли уже под вечер, когда село солнце. Тут находится пункт регистрации туристов (для прохода в горы нужно заплатить что-то около 16.5 сомони за день). Здесь тоже есть 2 чайханы (меню: чай, плов, лепешки, салат и т.д). Еще можно заказать тут "осликовый" трансфер вверх - до Мутных озер (около 3-4 часов) и обратно, или вниз - до альплагеря "Вертикаль" (около 20 минут). Нас тепло встретили наши соседи по лагерю из Франции и мы, уставшие, выпили по стакану вкусного чая (купили в чайхане), поужинали и легли спать.

День четвертый

Утро на Алаудинских озерах, палатки-чайханы

Алаудинские озера - очень красивые, очень холодные и довольно людные :). Палатку можно поставить в общем лагере у реки или пройти чуть дальше, через мостик и найти уютное уединенное местечко прямо на берегу озера. Кстати, в лагере мы стали невольными свидителями того, как местные мальчишки под руководством старшего таджика сооружали мостик через реку. На основу из нескольких бревен складывается и утрамбовывается мох с землей, откопанный прямо с берега реки. Когда эта влажная смесь затвердевает, она становится похожа на цемент.

Впереди виднеется наша дорога на Мутные озера, снова вверх!)

После 4-5 часового подъема с тяжелыми рюкзаками нам открывается прекрасный вид: белые вершины и цветы. Увидев неподалеку пасущегося ослика мы понимаем, что почти пришли. Этот переход был недолгим (в начале он очень легкий, но есть и участок с крутым подъемом). На пути к подъему по левой стороне от тропы есть очень красивое небольшое озеро, отлично подходящее для остановки на отдых.

Мутные озера оказались действительно очень мутными: на воде какая-то пленка и сама вода серая (хорошо, что мы взяли с собой фильтр и таблетки для очистки). А вокруг - одни горы и огромные камни.

Такое ощущение, что эти огромные вершины со всех сторон давят на тебя. Величественная природа. Отсюда открывается красивый вид на гору Чимтарга - высшую точку Фан.

Мы нашли площадку под палатку на огромном булыжнике, нависающем прямо над водой - главное, ночью смотреть под ноги! ;)

Ночью любуемся Млечным путем и такими близкими, просто огромными, звездами. Ночью луна подсвечивает вершины, а здесь, внизу, темно.

День пятый

Встречаем рассвет.

Собираемся, договариваемся с погонщиками об аренде осликов и  налегке спускаемся вниз. Еще один день ночуем на Алаудинских озерах, пробуем вскуснейший плов, лепешку и овощной салат. Покушать здесь можно за обычным столом под тентом или за настоящим таджикским столом (за ним практически лежат на боку и пьют чай из маленьких пиалок - кружек без ручек). За трансфер до Зеравшана с нас просят 500 сомони (почти 100 долларов), но мы рассчитываем на 150.

На Алаудинских озерах

Озеро довольно глубокое, но вода кристально чистая до самого дна. За отражением вершин в водах озера можно наблюдать часами.

День шестой

Спускаемся к альплагерю "Вертикаль" с осликами и дальше идем своим ходом, надеясь на попутку до Зеравшана. Высокие горы остаются позади. Мы идем по извилистой горной дороге и любуемся природой.

Проходим кишлак - летнее поселение таджиков. Дома сделаны из булыжников.

По пути подходим к таджикам, беседующим на траве возле машины. Им с нами по пути, завязался разговор и они согласились подкинуть нас до своей деревни за 35 сомони. И именно благодаря им мы узнали о таджикском гостеприимстве. Тут же, на мостике у реки мы увидели огромную, по нашим меркам (около 1 метра), красивую змею.

Итак, дальше мы поехали с местными таджиками. В дороге мы несколько раз останавливались в полях и возле кишклаков, водитель и спутник то и дело выбегали на улицу и возвращались то с тарелками плова и бутылками айрана, то с лепешками, то с арбузом без кожуры, нарезанным аккуратными треугольниками. Из бардачка старенькой "Нивы" то и дело доставались таджикские чайные пиалки. Потом нас пригласили заночевать. Мы очень устали и без колебаний согласились. По дороге мы прикидывали, что нас ждет сон в шатре, вперемешку с членами большой таджикской семьи и их собаками и кошками. Но были очень удивлены, ведь приехали не в кишлак, а в настоящий дом.

Деревня разместилась в долине-оазисе, окруженной горами.

Нам даже выделили отдельную комнату.

День седьмой

Вот такой таджикский стол хозяева дома накрыли на завтрак следующего дня (на ужин было в 2 раза больше всякой еды, в том числе вкуснейшей жареной картошки и салата из домашних овощей).

Поблагодарив хозяев и подарив на память налобный фонарик, тапки (которые приглянулись хозяину:)), конфеты и походные сухари, мы отправились дальше. Кстати, денег за ночлег таджики брать не захотели, хотя накануне горячо торговались на счет стоимости дороги. От деревни до нужного нам поселка (если не ошибаюсь, Сарвода) нам осталось дойти пешком 1.5 часа. По дороге мы увидели на пригорке стаю крупных нелетающих птиц типа куропаток. Они бежали и пищали, прячась в кустах. Все встретившиеся нам таджики здоровались и спрашивали, кто мы, откуда и куда направляемся, ну и еще как нам Таджикистан :) Мы дошли пешком до рынка и, скупившись, нашли попутку. В итоге вся дорога от Алаудинских озер до Искандеркуля вышла в 150 сомони.  Отслальные 3 дня мы отдыхали и восстанавливали силы на озере Искандеркуль (самом большом в Таджикистане), отъедаясь вкуснейшими арбузами, дынями и виноградом, купленными на рынке.

Мы разместились на дальнем береге озера (со стороныпоселка Сарытаг), вдали от шума туристической базы.

Вечер на Искандеркуле

Возле озера на большом камне, как видимо, совсем недавно вылупились из яиц какие-то жучки.

С Искандеркуля нас забрал водитель с "Артуча", как мы и договорились при приезде туда. Конечно, заказной транспорт выходит гораздо дороже (с базы до озера приходится давать большой круг и потом возвращаться назад, что все входит в стоимость), поэтому оптимальный вариант - попутки. По той же дороге возвращаемся назад в Душанбе.

В Душанбе мы поселяемся в отель и проводим в городе пару дней.

Что интересного посмотреть в Душанбе

Парк Рудаки - красивый центральный парк со множеством фонтанов. Вообще, в Душанбе очень много красивых  фонтанов. В 40-градусную жару это помогает :)

Центральный рынок - про продавцов: как и везде, все люди разные, некоторые предлагают за товар обычную цену, а некоторые хотят взять с туристов в 2, а то и 3 раза больше. Спрашиваешь цену на одинаковый сорт винограда у разных продавцов, один сходу говорит "пять сомони", другой на минуту задумывается и говорит "пятнадцать". Один раз мы уже практически купили хороший арбуз за 12 сомони у приятного вида женщины и парня, но тут из-за угла выбежали два деда в полосатых халатах и мусульманских шапочках и начали так и эдак крутить этот арбуз в руках. Через пять минут один из них начал по английски кричать "twenty somoni!!!", но в итоге остался ни с чем. Выход один - торговаться и искать хороших людей. Сам рынок нам очень понравился: очень много арбузов, огромные длинные дыни чуть ли не в метр высотой, разные сорта яблок, красивый виноград, ряды домашних лепешек, специи, чай и крупы в железных чанах.

Вкуснейшие лепешки

Центральная площадь

Фонтаны с цветной подсветкой в центре города. Вечером таджики любят прогуляться вдоль фонтанов.

- Чайхана "Рохат" - огромный ресторан, который любят как туристы, так и местные - за вкусную еду и хорошие цены. Находится прямо на центральном проспекте Рудаки. Плов, овощной салат, лепешка, зеленый заварной чай...ммм... Эта чайхана оченб большая - в ней несколько крытых залов, отдельные комнаты и огромная терасса.

Терасса

Даже если вы решили пообедать на терассе, загляните внутрь крытых залов. Их интерьер в народном стиле просто великолепен. Особенно красивы деревянные расписные потолки и колонны с резьбой.

Вид снаружи

В этом путешествии мы увидели Таджикистан с разных сторон: мы видели его величественные горы и прекрасные бирюзовые озера, встречали добрых гостепреимных людей, повидали диких животных и птиц, увидели жизнь в горных кишлаках и в жаркой многолюдной столице. Он оставил о себе лишь приятные воспоминания, которые то и дело возникают в памяти и вызывают улыбку...

Надеемся, эта история была интересна для вас!

С уважением, Лика и Вова, магазин "Альпспорт"